О буквах закона - понятным языком

Можно сказать, что государство не жалует модификаторов, мастеров тюнинга и прочих "гаражных кулибиных". С одной стороны, такое отношение понятно: некоторые "очумелые ручки" запросто превратят обычный гражданский автомобиль в машину-убийцу. С другой – законодательство в области переоборудования транспортных средств далеко от совершенства, там есть откровенно размытые формулировки и недосказанности. Недочеты законодательства, а также спорные вопросы правоприменительной практики по переоборудованию т/с (проще говоря, борьба мнений модификаторов и ГИБДД) подробно разобраны в Интернете. Нам же стоит отметить, что на сегодняшний день по данной теме все еще нарабатывается судебная практика. Возможно, законодательство обретет четкость и однозначность...
К делу!

Итак, вы желаете переоборудовать транспортное средство. (Тюнинг – почти всегда частный случай переоборудования, т.е. входит в рассматриваемую тему). Ваша идея разделяется на два процесса: а) собственно проект и работы над ним и б) необходимость узаконить внесенные в конструкцию изменения. Давайте вместе пройдем весь путь.
1. Ваша первая поездка в испытательную лабораторию. Обязательно примите во внимание: организация обязана входить в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Иначе говоря, быть аккредитованной на право проведения испытаний и экспертиз.
В лаборатории ваше транспортное средство испытают, а проект оценят – можно ли воплощать? По итогам этого визита выдается предварительное заключение о возможности внесения изменений в конструкцию. Еще важная деталь: одобрение касается только описанного вами проекта. На другие работы по переоборудованию требуется отдельное заключение.
2. С документом из лаборатории и копией вашего удостоверения личности – в ГИБДД, подавать заявление о внесении изменений в конструкцию. (Можно и через Госуслуги). Отказать могут только, если на машину наложен запрет на регистрационные действия. Предоставлять само т/с не нужно, а вот заплатить 1000 руб. госпошлины – будьте любезны...
3. В мастерскую, в студию тюнинга, в гараж и пр. – воплощать ваш проект! Здесь тоже 2 важнейших момента. Во-первых, еще на этапе раздумий над переоборудованием нужно (было) изучить модификации, которые либо прямо запрещены, либо вызовут большие вопросы при регистрации. (Список для вашего удобства мы разместили ниже). Во-вторых, на каждую "неродную" деталь хорошо бы иметь сертификат соответствия. И уж точно сохранить все чеки, накладные и т.п. свидетельства о законном приобретении устанавливаемых деталей. Если переводите машину на газовое топливо – не потеряйте специальную декларацию из автосервиса!
4. Вторая поездка в испытательную лабораторию – на этот раз на предмет оценки безопасности внесенных изменений. Согласно приказу Минэкономразвития, с конца 2020 г. протоколы проверок и заключения технической экспертизы заносятся в единый реестр. Мы считаем, что дополнительный электронный "след" вашего проекта - это хорошо. Как минимум будет меньше хлопот в будущем.
5. Техосмотр. Во время прохождения процедуры предъявите разрешение из ГИБДД из п. 2 и заключение из лаборатории из п.4. В диагностической карте будут детально расписаны все изменения конструкции вашего т/с.
6. В отдел технического надзора ГИБДД – за получением свидетельства о соответствии требованиям безопасности после переоборудования (СКТС). Машину на осмотр, с собой документы из пп. 2, 3, 4 и диагностическую карту. Перед приездом оплатите госпошлину 1500 руб. и предъявите документ об оплате.
7. Регистрация в ГИБДД – а точнее внесение изменений в ПТС и выдача нового свидетельства о регистрации (госпошлины 350 и 500 руб. соответственно). Важно произвести эту процедуру не позднее 10 дней после прохождения п. 6.
Поздравляем, ваша переоборудованная "ласточка" имеет право передвигаться! Тем не менее обращаем внимание, что затраты только за документальное оформление проекта могут достигать 20 тыс. руб. Так что, почти по Шекспиру, "делать или не делать – вот в чем вопрос..."
Не делать! Или?..

Не будем ломать языки и головы в попытках понять официально изложенные требования нормативных документов. Однозначно нельзя:
  • заменять кузов, кабину или шасси (включая их части) на аналогичные агрегаты от других марок;
  • уничтожать в процессе работ номер кузова (VIN), рамы, кабины или шасси;
  • устанавливать оборудование, затрудняющее доступ к органам управления;
  • превышать разрешенную максимальную массу или базу, в т.ч. распределение массы по осям и бортам – если изготовитель не одобрил т/с с полученными характеристиками.

В рамках «можно, но следует узаконить» из-за упомянутого несовершенства законодательства имеет место обширная «серая зона». В самых общих чертах говорится, что завод-изготовитель должен включить изменяемые детали в перечень рекомендованного оборудования – именно для конкретной модели и даже комплектации т/с. Так что общим подходом на сегодня остается «кто смог узаконить, тот и прав». Однако наиболее частые случаи подлежащего регистрации переоборудования включают:
  • установку газобаллонного оборудования (еще раз подчеркнем – на эту процедуру имеют разрешения только определенные автосервисы, самостоятельно «ставить газ» запрещено!);
  • замену фар и дневных ходовых огней с изменением типа освещения: лампы накаливания, галоген, ксенон, LED…;
  • установку ручного управления;
  • установку двигателя с иными характеристиками;
  • «внедорожный тюнинг»: большие колеса, лебедка, шноркель, дополнительные багажники и освещение (причем там имеется ряд вопросов – их мы разберем в отдельном тексте);
  • на грузовых автомобилях – установку дополнительных топливных баков, манипуляторов саморазгрузки и т.п.

Одновременно специалисты по переоборудованию настоятельно не рекомендуют «колдовать» над рулевым управлением – например, саму «баранку» можно заменить на, скажем, спортивный руль меньшего диаметра, если только на оригинальном рулевом колесе не установлена подушка безопасности. То же касается тормозной и выпускной систем (кроме декоративных накладок на глушители), изменения типа или геометрии подвески. Так что популярные у афро-американцев «прыгающие» тачки с пневмоподвеской у нас пригодны разве что для автошоу – на дороги такие машины не выпустят.
А вот что не требует разрешений и регистрации:
  • работы по салону: аудиосистема/мультимедиа, чехлы, материалы обивки по выбору владельца – однако без замены приборной панели;
  • наружная навеска: сертифицированный багажник, брызговики, дефлекторы на капоте и боковых стеклах. Даже кунг на пикап можно ставить просто так – если он съемный. Но если его крепить на кузове (например, приварить) – это уже работы по переоборудованию;
  • замена любых штатных деталей на такие же либо аналогичные. По сути это восстановительный ремонт, а не изменение конструкции.

Как видим, переоборудование с соблюдением всех требований закона – дело по меньшей мере хлопотное. Но если необходимо или «очень хочется» – дерзайте! Надеемся, наша информация оказалась для вас полезной. Делом тоже можем помочь, обращайтесь!
Переоборудование транспортных средств регламентируется Постановлением Правительства РФ № 413 от 06.04.2019 г.
В качестве нормативно-справочной базы используется технический регламент Таможенного союза ТР ТС 810/2011 – в частности, Приложение № 9 регламента.
ГИБДД сертифицирует внесенные в конструкцию изменения (см. ниже) на основании Административного регламента МВД РФ № 612 от 10.09.2019 г.
Наказание за незаконное внесение изменений в конструкцию транспортного средства назначается в соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ: штраф 500 руб. и требование в течение 10 дней вернуть конструкцию в узаконенное состояние – иначе регистрация т/с и право выезда на дороги общего пользования будут приостановлены.


Обратный звонок
Введите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течение 20 минут
Контакты:
ООО "СЕРТИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ"
Юридический адрес: 125371, г.Москва, Волоколамское шоссе, д.116, пом.439
+7 994 431 49 07
vpereoborudovanie@yandex.ru